Глава VII. Пусть за познанием следует благое деяние
читать дальше
Апостол говорит: "Буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6). Те мертвы от буквы, кто стремится познать лишь слова, чтобы среди других считаться весьма мудрыми и стяжать большое богатство для родственников и друзей. И те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим. И те животворимы духом буквы божественной, кто всякое знание, которое имеет или стремится приобрести, относит не к телу, но воздает это слову и примеру всевышнего Господа Бога, Какового есть всякое благо.
Глава VIII. О том, что следует избегать греха зависти
читать дальше
Апостол говорит: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3) и: "Нет делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3, 12). Следовательно, кто бы ни завидовал брату своему из-за добра, которое ему поведал или сотворил на нем Господь, впадает в грех богохульства, потому что ненавидит Самого Всевышнего (ср. Мф. 20, 15), Который говорит и творит все добро.Глава IX. О любви
читать дальше
Говорит Господь: "Любите врагов ваших [благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас]" (Мф. 5, 144). Тот же поистине любит своего врага, кто не о причиняемой себе несправедливости скорбит, но в любви к Богу сокрушается о прегрешении его души. И произрастает из его страданий любовь.
Глава X. Об умерщвлении плоти
читать дальше
Многие, когда сами грешат или претерпевают несправедливость, часто обвиняют врага или ближнего. Но это не так: потому что всякий в власти своей имеет врага, то есть тело, через которое грешит. Посему блажен тот раб (Мф. 24, 46), который этого врага, преданного в его власть, всегда держит плененным и мудро его остерегается; потому что пока он так поступает, никакой другой враг, видимый и невидимый, не сможет ему повредить.
Глава XI. Пусть никто не соблазняется из-за зла, совершаемого другим
читать дальшеРабу Божьему ничто не должно внушать отвращения, кроме греха. И если кто-либо совершит грех, а раб Божий смущается и гневается, но не из-за любви к согрешившему, то сам умножает себе вину (ср. Рим. 2, 5). Тот раб Божий, который не гневается и не смущается из-за чужого греха, живет без собственного. И блажен тот, кто не оставляет себе ничего, воздавая кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 12).Глава XII. О познании духа Божия
читать дальшеТак можно познать раба Божия, имеет ли он от духа Божия: когда Господь устраивает через него какое-либо добро, то плоть его из-за этого не возвышается, потому что она всегда противна всякому добру, но предстанет он в своих глазах более жалким и посчитает себя меньше всех остальных людей.Глава XIII. О терпении
читать дальшеБлаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 4). Не может познать раб Божий, сколь великое имеет терпение и самоуничижение, пока все покорны ему. Когда же придет время, и те, кто должен был ему подчиняться, сделают противное его воле, то сколько тогда он проявит терпения и самоуничижения, столько и имеет, и не больше.Глава XIV. О нищете духа
читать дальше
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Есть многие, кто, будучи на молитве или на службе, доставляет своему телу многочисленные воздержания и печали, но от единого слова о кажущейся несправедливости сего для собственного их тела, либо от какой-то другой вещи, которая у них отнимается, соблазненные, немедленно смущаются. Они не суть нищие духом; потому что кто поистине нищ духом, ненавидит самого себя и любит тех, кто ударяет его по щеке (ср. Мф. 5, 39).Глава XV. О мире
читать дальшеБлаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Те суть поистине миротворцы, кто во всем, что претерпевают в этом мире, из-за любви к Господу нашему Иисусу Христу сохраняют мир в душе и теле.Глава XVI. О чистоте сердца
читать дальшеБлаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Воистину чисты сердцем те, кто отвергает земное, ищет небесного и непрестанно молится и видит Господа Бога живого и истинного чистым сердцем и душой.
Глава XVII. О смиренном рабе Божием
читать дальшеБлажен тот раб (Мф. 24, 46), который не больше гордится от блага, которое Господь речет и творит через него, чем если речет и творит через другого. Грешит человек, предпочитающий получить более от ближнего своего, чем воздать от себя Господу Богу.Глава XVIII. О сострадании ближнему
читать дальшеБлажен человек, который в немощности своей поддерживает ближнего своего в том, в чем сам бы хотел, чтобы тот его поддержал, окажись он в подобном несчастье (ср. Гал 6, 2; Мф. 7, 12). Блажен раб, отдающий все добро Господу Богу, потому что, если кто что-нибудь удержал себе, скрыл у себя серебро Господа Бога своего (Мф. 25, 18), то что он думал иметь, отнимется у него (Лк. 8, 18).Глава XIX. О смиренном рабе Божием
читать дальшеБлажен раб, не мнящий себя лучшим, когда возвышаем возвеличиваем людьми, чем когда он беден, прост и презрен, потому что каков человек перед Богом, таков он и есть, и не больше. Горе тому монаху, кто другими вознесен высоко и по своей воле не хочет сойти. И блажен тот раб (Мф. 24, 46), который не по своей воле возносится высоко и всегда хочет быть под ногами других.
Глава XX. 06 истинном монахе и мнимом
читать дальшеБлажен тот монах, который не находит приятности и радости ни в чем, кроме священнейших речей и деяний Господа и ими наставляет людей любить Бога с весельем и радостью (ср. Пс. 50, 10). Увы тому монаху, кто забавляется речами праздными и пустыми и ими приводит людей к смеху.Глава XXI. О суетном и болтливом монахе
читать дальшеБлажен раб, который, когда говорит, не выставляет все свое напоказ корысти ради и не поспешен в разговоре (ср. Притч. 29, 20), но мудро провидит, что следует говорить и отвечать. Увы тому монаху, который блага, явленные ему Господом, не скрывает в сердце своем (ср. Лк. 2, 19.51) и другим являет не в милосердии, но стремится явить людям излишние слова корысти ради. Сам он получает награду свою (ср. Мф. 6, 2.16), и слушатели извлекают мало пользы.
Глава XXII 06 исправлении
читать дальшеБлажен раб, который поучение, обвинение и обличение от другого принимает так же кротко, как от себя самого. Блажен раб, который, порицаемый, благосклонно успокоится, почтительно уступит, смиренно покается и охотно повинуется. Блажен раб, который не скор в самооправдании и смиренно принимает осуждение и порицание в грехе, когда он неповинен.Глава XXIII. О смирении
читать дальшеБлажен раб, который так же смиренно находится среди своих подчиненных, как если бы он был среди своих господ. Блажен раб, всегда пребывающий под розгой исправления. Верный и благоразумный раб (ср. Мф. 24, 45), кто во всех своих проступках не замедлит принести покаяние: внутренне - через раскаяние, и внешне - через исповедь и воздаяние.Глава XXIV. 06 истинной любви
читать дальшеБлажен раб, который столько же любит брата своего, когда тот немощен и не может ему помочь, сколько когда тот здоров, чтобы помочь ему.Глава XXV. Снова о том же
читать дальше
Блажен раб, который столько же любит и боится брата своего, когда тот далеко от него, сколько когда тот вместе с ним, и не говорит ничего в его отсутствие, чего не мог бы почтительно сказать при нем.Глава XXVI. Пусть рабы Божии почитают клириков
читать дальше
Блажен раб, доверяющий клирикам, живущим праведно согласно установлениям Римской Церкви. И горе тем, кто их презирает; хотя бы и были они грешниками, ведь никто не должен их судить, потому что один лишь Господь предназначил их Себе на суд. Ибо насколько велико их служение, которое приемлют от святейшего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, ведь они принимают и только они другим подают, настолько больше имеют греха те, кто грешит против них, чем против всех других людей этого мира.Глава XXVII. О добродетели, избегающей порока
читать дальшеГде любовь и мудрость, там нет ни страха, ни невежества.
Где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения.
Где бедность с радостью, там ни алчности, ни скупости.
Где покой и размышление, там ни смятения, ни тревоги.
Где страх Господа у охраняющего свой дом (ср. Лк. 11, 21), там враг не сможет найти места для нападения.
Где милосердие и любовь, там ни избыточности, ни черствости.Глава XXVIII. О том, что добро нужно таить, чтобы оно не пропало
читать дальшеБлажен раб, собирающий на небесах (ср. Мф. 6, 20) сокровища, которые являет ему Господь, и не желающий показывать их людям ради корысти, потому что Всевышний сам откроет дела его, кому захочет. Блажен раб, хранящий тайны Господа в сердце своем (ср. Лк. 2, 19.51).Францисканские молитвы
читать дальшеБлагословение детей
Св.: Помощь наша в имени Господа.
Все: Сотворившего небо и землю.
Св.: Господи, услышь молитву нашу.
Все: И вопль наш пусть достигнет Тебя.
Св.: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Св.: Помолимся: Господи Иисусе Христе, Сын Бога Живого, рожденный прежде всех веков! Ты в бренном мире хотел оставаться ребенком и возлюбил невинность этого возраста. Ты с любовью принимал и благословлял приходивших к Тебе детей. Ты Сам в образе Младенца сошел в объятия святого Антония Падуанского. Благоволи же теперь ниспослать на этих детей сладость Своего благословения и сподоби, чтобы злоба не повредила их разуму, чтобы через святого Антония, защите и опеке которого мы их вверяем, они, возрастая в мудрости и благодати, никогда не утратили благосклонности Твоей. Ты, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.
Священник возлагает руки на головы детей. Потом возглашает:
Мир и благословение Всемогущего Бога Отца, и Сына, и Святого Духа да снизойдет на вас и пребудет с вами во веки.
Благословение лилий
Св.: Помощь наша в имени Господа.
Все: Сотворившего небо и землю.
Св.: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Св.: Помолимся: Боже, дающий начало всякому благу и неустанно умножающий его плоды, сподоби, дабы все наши благие начинания достигли цели во славу имени Твоего. Через Христа, Господа нашего.
Священник наполняет кадило и читает отрывок из Евангелия от Матфея (6, 24-33):
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что нам пить?" или: "во что нам одеться?" Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Св.: Праведный возрастет, подобно лилии.
Все: И зацветет вечным цветом пред Господом.
Св.: Господи, услышь молитву нашу.
Все: И вопль наш пусть достигнет Тебя.
Св.: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Св.: Помолимся: Боже, Творец и Хранитель рода человеческого, поборник святой непорочности, дарующий нам духовную благодать и вечное спасение, освяти эти лилии, которые мы приносим Тебе, чтобы снискать Твое милосердие ради заслуг святого Антония. Ты даровал эти лилии на пользу и радость людям: наполни их Своей силой и сделай так, чтобы ради слуги Твоего, святого Антония, они охраняли нас от лукавого и приносили нам покой и благодать. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Священник окропляет лилии святой водой. Верующие поют гимн.
Св.: Помолимся: Просим Тебя, Господи, да будут молитвы святого Антония помощью для народа Твоего. Соделай нас достойными Твоего милосердия, а в будущем надели нас вечным ликованием. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Молитва святого Франциска
Радуйся, Владычица, святая Царица, Богородица Дева Мария, избранная Отцом небесным. Тебя Он освятил возлюбленным Сыном Своим и Святым Духом Утешителем, в Тебе была и есть вся полнота благодати и все благо. Радуйся, Дворец Его радуйся, Ковчег Его радуйся, Дом Его. Радуйся, наряд Его радуйся, раба Его радуйся, Мать Его, зерцало добродетелей, которые милостью Духа Святого изливаются в сердца верных, чтобы из неверных делать верных Богу.
Молитва святого Франциска
О, Святая Дева Мария, не рождалась еще в мир подобная Тебе между женами, Дочь и Раба величайшего Царя - Отца Небесного, Мать Святейшеro Господа нашего Иисуса Христа, обрученная Духу Святому, молись о нас со святым Михаилом Архангелом, и всеми небесными силами, и всеми святыми пред Твоим Святейшим Сыном, Господом и Учителем.
Молитва Пресвятой Богородице о духовном просвещении
Владычица наша, Звезда утренняя, молим Тебя, разгони Своим светом тучу дьявольского побуждения, затмевающую землю нашего разума. О, Пресвятая Богородица, полная Луна, рассей тьму наших грехов, дабы мы удостоились приблизиться к полноте жизни вечной и свету беспредельной славы. Аминь.
Молитва Богородице о примирении
Владычица наша, единственная наша надежда, молим Тебя, освети наш разум светом Твоей благодати, очисти его сиянием Твоей чистоты, согрей его теплотой Твоего присутствия. Примири всех нас с Твоим Сыном, чтобы мы удостоились приблизиться к сиянию Его славы. Аминь.
Молитва Богородице о духовном исцелении
Владычица наша, Пресвятая Богородица, молим Тебя ради Твоего Сына, Которого Ты родила, оставшись Девой, Которого завернула в пелены и положила в ясли, вымоли для нас у Него прощение, исцели ожоги нашей души, полученные от огня греха, и полей их бальзамом Твоего милосердия. Аминь.
Молитва Богородице о духовных дарах
Владычица наша, славная Богородица, вознесенная выше хоров ангельских, молим Тебя, наполни сосуд нашего сердца небесной благодатью, дай нам воссиять золотом мудрости, поддержи нас силою Твоего заступничества, укрась нас драгоценностями Твоих добродетелей, пролей на нас, олива благословенная, елей Твоего милосердия, да покроет он множество грехов наших, чтобы мы удостоились приблизиться к вершинам небесной славы и обрели блаженство в вечности. Аминь.
Молитва о мире
Дай мне, Господи, быть орудием Твоего мира,
чтобы я приносил любовь ненавидящим,
прощение - обижающим,
примирение - враждующим,
веру - сомневающимся,
надежду - отчаявшимся,
радость - скорбящим,
чтобы я приносил свет во тьму.
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,
понимать, а не ждать понимания,
любить, а не ждать любви,
ибо, кто дает, тот обретает,
кто о себе забывает - находит себя,
кто прощает - будет прощен,
кто умирает - воскресает для жизни вечной.
Состав команды
Францисканцы первого призыва
1 Бернардо да Квинтавалле, купец
2 Сильвестр, священник
3 Пьетро Каттани, юрист, выпускник Болонского университета
4 Эгидий, крестьянин
5 Сабатино, горожанин
6 Морико, горожанин
7 Филиппо Лонго, аристократ
8 Джованни де Сан Констанцо, аристократ
9 Барбаро Виджиланте, аристократ
10 Бернардо Виджиланте, аристократ
11 Анджело Танкреди, рыцарь
Францисканцы второго призыва
1 Массео да Мариньяно
2 Леоне, духовник св. Франциска
3 Илия
4 Руфин, кузен св. Клары
5 Джинепро
6 Фома Челанский, первый биограф св. Франциска
7 Гульельмо Дивини, брат Пацифик, поэт при дворе Фридриха
8 Джованни Паренти, 1-ый генеральный министр ордена
9 Гульельм Английский
Клариссинки
1 Агнеса Фавароне ди Оффредуццо,сестра св. Клары
2 Пачифика ди Гвельфуччо
3 Кристиана
4 Филиппа
5 Бенвенута
6 Франческа
7 Бальвина
8 Ортолана Фавароне ди Оффредуццо, мать Клары
9 Беатриче Фавароне ди Оффредуццо, сестра Клары и Агнесы
10 Якопа деи Сеттесоли, вдова Грациано деи Франджипани из Рима, "брат Якопа"
Концепция игрыЯ хочу чтобы эта игра стала Откровением. Моментом постижения истины... Однако Откровение очень трудно достижимо. Это всегда выход за пределы себя, дело трудное и болезненное. Иисус умер на кресте, а потом то ли искупил Человека перед Богом, то ли показал путь за пределы материальной тюрьмы. Неважно... Ибо главное - это Поступок. Прыжок на месте и - взлет...
Я хочу, чтобы каждый участник отыскал свой raison d'etre, заглянул внутрь себя и преобразился... И совсем не имеет значения, как в каждом конкретном случае Истина будет формулироваться: как фундаментальное "Есть Бог на свете!" или как тривиальное "Я могу!"
Любовь - это путь францисканцев к Богу, к Истине, к себе. Препятствием на этом пути оказывается отчуждение людей друг от друга, стремление делить всех на своих и чужих... Может статься, что выйдя за границы мира, ты решишь идти вперед по трупам... И куда ты придешь без любви к тем, кто пока еще не решился? Зачем тебе будет нужна истина, если ты останешься в одиночестве?
И еще: св. Франциск учил любить Бога в каждом ближнем, даже неверном. А сможешь ли ТЫ полюбить Бога в еретике? А в крестоносце, который пришел в Прованс грабить, насиловать и убивать?
Проверим?
Источники
1. Сайт ордена Францисканцев, Братьев Меньших Конвентуальных
www.francis.ru 2. Истоки францисканства: Святой Франциск Ассизский: писания и биографии; Святая Клара Ассизская: писания и биографии. / Под общ. ред А. Вичини, Я. Ан. Пер. О. Седаковой, А. Топоровой, Л. Сумм. - М.: Духовная Библиотека, б.г. 1060 с.